Попытка номер два: что аграриям ждать от обновленной системы блокировки накладных?

Опубликовано bashun - 04-04-2018 - 14:38

В Кабмине обещают, что проблемы с подачей отчетности будут только у фиктивных предпринимателей с потерянными паспортами. Но знает ли об этом ГФС?, сообщает agravery.com.

С 22 марта возобновила свою работу система мониторинга и блокировки налоговых накладных. Она должна была заработать еще 1 марта, как этого требовали правки в Налоговый кодекс, принятые 7 декабря прошлого года. Задержка произошла, потому что критерии для блокировки налоговой отчетности пришлось дорабатывать из-за претензий представителей бизнеса и налогового комитета ВР, объясняют в Минфине. Поэтому, например, только 21 февраля этого года Кабмин смог принять постановление №117 о порядке работы системы мониторинга и блокировки налоговых накладных, детализируют в ведомстве. По мнению экспертов, текст этого постановления выписан идеально. Но проблемы в работе ГФС могут перечеркнуть все.

Блокировать налоговые накладные фискалы по «рисковым» операциям начали 1 июля 2017 года. С тех пор проблемы с подачей отчетности начались у средних агропредприятий, которые выращивают зерно и овощи и имеют от 500 тыс грн до 5 млн грн торгового оборота в месяц.

6 октября 2017 года Минфин издал приказ №716, который формально «выводил» аграриев из системы блокировки налоговых накладных. Агропроизводителям позволили подавать технологическую карту с информацией о своем предприятии вместе с налоговой отчетностью. Если предприятие обрабатывает минимум 200 га пашни, имело право на спецрежим НДС или получало дотации в 2017 году, не меняло своего руководителя за последний год, представленную накладную не имели блокировать ни в коем случае. Поставщики агрохимии и стройматериалов такой льготы не получили. Из-за покупки таких товаров аграрии имели проблемы с подачей отчетности в ГФС до конца декабря прошлого года. 1 января 2018 года ГФС прекратила работу системы мониторинга и блокировки налоговых накладных, как этого требовал закон №6776-д «О изменения в Налоговый кодекс» от 7 декабря 2017 года.

После нескольких месяцев работы фискалы решили, что в первую очередь будут определять «рискованность» предприятия поставщика. В прошлом году налоговики в первую очередь определяли «фиктивность» операции, что вызвало больше всего нареканий у реального сектора экономики, говорит заместитель начальника Главного управления ГФС в г. Киеве Елена Крупнова. По ее словам, «рисковым» будет считаться предприятие, зарегистрированное на оккупированных Россией территориях, или зарегистрированное на потерянный паспорт или на подставное лицо. Также - если предприятие зарегистрировано на лицо, осужденное за фиктивное предпринимательство, или же если оно зарегистрировано менее трех месяцев назад.

Налоговики также должны мониторить «рискованность» торговых операций. Перечень таких операций, в частности для агросектора, постановление №117 существенно расширило. Кроме поставщиков продукции растениеводства и животноводства «рисковыми» также будут считать производителей сахара, подсолнечной олии, пива, шоколада и хлебобулочных изделий. Для аграриев будет проблемно покупать не только минеральные, но и органические удобрения либо не переработанный аммиак. Также - строительные материалы и тракторы. В перечень «рисковых» также попали услуги по перевозке грузов автомобильным и железнодорожным транспортом.

Демченко обещает, что налоговики будут анализировать сначала происхождение этого товара или услуги, а уже потом - «фиктивность» операции, по накладным поставки или сертификатам качества. Если аграрий обрабатывает не менее 200 га земли, был участником спецрежима НДС или получал дотации в 2017 году, и выращивает зерновые, овощи, или же занимается животноводством и птицеводством, то сможет подавать технологическую таблицу с описанием своей производственной деятельности. Это нужно, чтобы аграрии могли доказать «подлинность» происхождения своей продукции и избежать дальнейших вопросов от ГФС. Такую документацию налоговики будут учитывать автоматически, говорит Демченко.

Налоговые накладные агропроизводителей с оборотом до 30 млн грн в месяц будут разблокировать региональные комиссии ГФС, больше 30 млн грн - центральный офис ГФС в Киеве, который получил право отменять решения региональных комиссий. При этом ГФС должен вести открытый реестр «заблокированных» налоговых накладных. Если фискалы в течение 5 дней не успевают рассмотреть жалобу, отчетность будет считаться поданной, свидетельствует текст постановления Кабмина №117.

По словам Людмилы Демченко пока рано говорить о результативности обновленной системы мониторинга и блокировки налоговых накладных. По ее данным, в городе Киеве зарегистрировано треть всех предпринимателей Украины. И за прошедшие две недели бизнес с киевской пропиской подал лишь 300 жалоб на блокирование с 4 тысяч налоговых накладных. «Система мониторинга и блокировки налоговых накладных перестала вредить реальному бизнесу - сейчас есть только 5% заблокированных накладных реального сектора, в прошлом имели 40-50%», - комментирует она.

Агропроизводители пока не имели проблем с блокировкой налоговых накладных в этом сезоне, свидетельствует опрос профильных аграрных ассоциаций, которое провело Agravery.com. По мнению главы Украинского общества экономических свобод Марьяна Заблоцкого, проблемы с подачей фискальной отчетности у аграриев могут начаться в период жатвы, когда начнется активный период продажи урожая и закупок агрохимии и других нужных ресурсов.

В ГФС предполагают, что в работе комиссий по разблокированию налоговых накладных могут быть проблемы. В частности, из-за юридической необразованности самих бизнесменов. Например, рассказывает Демченко, предприниматели уже начали подавать свои технологические карты, не дожидаясь блокировки своих накладных. Специалистам ГФС требуется определенное время, чтобы рассмотреть такую ​​документацию и выяснить, что в ее подачи нет ни нужды. Но подобные казусы фискалы надеются исправить благодаря регулярным семинарам, к которым приобщат бизнесменов из всех сфер экономики Украины.

Russian

Читать еще