Каких прибылей ожидать производителям молока

Опубликовано bashun - 12-02-2018 - 15:31

Молочный рынок Украины быстро менялся в течение 2017 года. Поэтому снижение УМИ в январе на 4,1% по сравнению со стандартным для января ростом на 2-4% совершенно не удивило экспертов. 

Об этом пишет Андрей Ярмак, экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), на своей странице в facebook. 

«Простое правило украинского рынка молока до последнего времени говорило, что УМИ в январе никогда не падает. А если УМИ падает в январе, значит что-то мощное происходит на мировых рынках и/или на рынке Украины», - пишет г-н Ярмак. 

Снижение УМИ по его мнению произошло исключительно за счет ощутимого роста цен на фуражные кормовые и шроты. 

«Если говорить откровенно, то особого роста цен на эти товары на самом деле не было. Просто была стремительная девальвация украинской валюты, на которую, так же стремительно, реагировали цены фуражных зерновых и протеиновых шротов, что, в основном, экспортируются. 

Мы уже давно не видели соотношение евро к доллару на уровне 1,25. И это на руку тем молочникам, ориентирующейся на экспорт в страны ЕС. Поскольку гривна девальвировала не только к евро, но и к доллару США, то это, теоретически, на руку и тем, кто экспортирует в другие страны мира. Однако все не так просто - производители молока еще быстрее ощутили рост затрат на корма, и не так уж просто с ними торговаться, потому что они за последние годы нарастили мышцы. Многие предприятия сейчас уже имеют мощные объемы молока, а кооперация крупных производителей понемногу дополнительно укрепляет их позиции. 

Но правда такова, что мировой рынок молока, несмотря на недавнее укрепление, остается относительно слабым. Любое укрепление этого рынка, как правило, обусловлено временными эмоциональными факторами. Фундаментально на рынке и дальше много молока, и цены, фундаментально, и дальше достаточно высокие», - рассуждает г-н Андрей. 

Поддержка девальвацией, скорее всего, сможет лишь помочь стабилизировать рынок молока, но не остановит снижение УМИ, которое может произойти и в феврале, и только ускорится в марте-мае. 
Прибыли в января 2018 года снизились лишь на 0,5% по сравнению с первым месяцем прошлого года. 

«Может украинский производитель повысить эффективность за год на полпроцента? Конечно может - потенциал у нас большой! А уровень прибыли в январе был вторым самым высоким за последние четыре года, и на целых 28% превышал доходы январе 2016, поэтому причин для грусти нет никаких», - пишет Андрей Ярмак. 

Факторы, которые нужно учитывать в 2018 году: 

  • В 2018 году не будет таких высоких цен на масло в мире и в ЕС в том числе, а значит может не быть и такого мощного экспорта масла из Украины; 
  •  В этом году производство качественного молока возрастет весьма ощутимо, а это будет понемногу давить на цены, ведь маркетинг нашей готовой продукции на экспортные рынки и дальше остается относительно простым; 
  • Производство молока в хозяйствах населения перестало падать. Неизвестно как повлияет психологический фактор об ожидаемой отличие второго сорта, но, скорее всего не существенно. Думаю, что этот фактор можно считать негативным для рынка молока 
  • Погода в регионе Океании и Юго-Восточной Азии может наладиться, что также может убить не единственный положительный фактор на рынке. 

Итак, подводит итог Андрей Ярмак, украинским производителям молока нужно готовиться к менее прибыльного года, чем предыдущий. А значит нужно ускорить работу по созданию собственных перерабатывающих мощностей, ориентированных на экспорт дорогой и качественной продукции.
 

Russian

Читать еще