Разделить дотации: чего хотят аграрии и за что выступает правительство

Дата публікації: 31-10-2017 - 10:35

Существует сразу три варианта, как распределить 7,6 млрд. грн госпомощи аграриям в 2018 году. Кто из них возьмёт вверх?

Об этом пишет журналист информационного портала Agravery.com.

На этой неделе Верховная Рада хочет рассмотреть в первом чтении проект государственного бюджета на 2018 год. Напомним, что документ был подан в парламент в начале октября. Но через протестные акции под ВР над проектом госсметы работали только в комитетах.

В частности, над планами правительства по поддержке аграриев на 2018 год. Напомним, в 2018 году правительство планирует выделить из госбюджета на дотации аграриям 7,3 млрд грн. В частности, 2 миллиарда выделят на выплату аграриям прямых дотаций. 1,6 млрд грн- пойдут на частичную компенсацию стоимости построенных животноводческих комплексов.

По одному миллиарду гривен выделят на поддержку фермерства и компенсацию 20% стоимости при покупке украинской сельхозтехники. Около 700 млн грн пойдут на компенсацию затрат на покупку породистого скота. Также напомним, что на 2017 год на дотации закладывали 4 млрд грн. Но за январь-сентябрь 2017 аграрии «выбрали» только 2,91 млрд грн дотаций.

Собственно, поэтому правительство и решил вдвое урезать прямую поддержку аграриев, объясняет первый заместитель министра аграрной политики Максим Мартынюк. Также чиновник говорит, что правительство никоим образом не хотел «обидеть» аграриев по каждой из программ поддержки. А при распределении средств в первую очередь выходили «из философии экономического развития». «По словам наших экспертов, строительство новых животноводческих ферм должна дать существенный рост производства агропродукции в Украине», - комментирует Мартынюк.

Он также объясняет - сумму в 1,6 млрд грн на компенсацию затрат на новые фермы закладывали даже не из расчета, что все эти средства будут потрачены, а для большей гарантии банкам, которые будут давать кредиты под строительство таких проектов.

Чиновник «вполне допускает компромисс с аграриями или ВР в вопросе распределения дотаций». Другое дело, когда такой компромисс будет достигнут - или во время бюджетного процесса, или по итогам I полугодия 2018 года. По словам Мартынюка, вполне вероятно, что тогда будет проведено перераспределение сумм расходов по различным программам поддержки, чтобы оперативно закрыть потребности аграриев.

Также чиновник пообещал, что уже в феврале 2018 аграрии начнут получать все необходимые начисления по господдержке. Критерии распределения такой помощи Минагрополитики планирует разработать к началу января следующего года.

Несовместное несогласие

20 октября группа нардепов, в частности член финансового комитета ВР Татьяна Острикова и член аграрного комитета ВР Николай Кучер, предложили свой вариант распределения дотаций аграриям на 2018 год. На прямые дотации предлагают выделить 4 млрд грн, а на компенсацию затрат на новые животноводческие комплексы - только 400 млн грн в 2018 году. Острикова объясняет свою позицию так. 1,6 млрд грн компенсаций на животноводческие комплексы будут распределять между аграриями «вручную», без четких критериев. И это путь к коррупции времен Януковича. Поддерживать аграриев стоит через прямые дотации, так как их распределяют «автоматически», по четко определенным критериям, которые не дают пространства для чиновничьей коррупции. Но при этом правительству следует снизить долю дотаций, которая достанется птицеводам. Чтобы устранить риск, что и в 2018 году МХП Косюка получит миллиард гривен дотаций, как это в 2017 году.

Аграрии поддерживают такой вариант распределения дотаций на 2018 год. Об этом Всеукраинская аграрная Совет, Украинский клуб аграрного бизнеса, Украинская аграрная конфедерация и другие написали в совместном письме премьер-министра Владимира Гройсмана еще 4 октября этого года. Но пока ответа не получили. Аграрии добавляют, что хотели бы изменить принцип распределения дотаций. Например, по словам заместителя председателя Всеукраинской аграрной совета Михаила Соколова, агропроизводители хотят начисления дотаций по Налоговому кодексу - то есть за «валом» произведенной дотационной продукции. Сейчас же дотации аграриям насчитывают по соотношению доли «дотационной» продукции в суммарного производства того или иного агропредприятия.

«Животноводы у нас не имеют распределения чисто животноводческих и растениеводческих подразделений. И поскольку в первом полугодии больше сеяли, то дотации почти не получали», - отмечает Соколов. Генеральный директор УКАБ Тарас Высоцкий говорит, что для аграриев в вопросе дотаций также важна предсказуемость. Аграрии хотели бы четко знать, что их предложения по формату господдержки правительство примет к работе. И что такой формат будет неизменным конкретное время, например 5 лет. Поскольку аграрии и инвесторы должны учитывать и фактор господдержки отрасли при планировании своей деятельности на несколько лет вперед.

«Такие вещи можно было бы отдельно прописать в определенных нормативных документах. Уверен, что после этого аграрии начнут относиться к правительству с гораздо большим доверием», - комментирует Высоцкий.
В конце концов, по словам Соколова, правительственный вариант поддержки АПК не совпадает с потребностями самих аграриев. Во-первых, в следующем году животноводы не планируют столь масштабные стройки, чтобы «выбрать» все 1,6 млрд грн расходов. Во-вторых, сумма расходов на 2018 год на компенсацию 20% стоимости новой сельхозтехники в миллиард гривен слишком велика, считает генеральный директор УАК Павел Коваль. «Чтобы освоить упомянутый миллиард гривен, украинские машиностроители должны увеличить в 2,5 раза производство сельхозтехники в следующем году. Вряд ли они смогут такое», - комментирует Коваль. Поэтому, по мнению Соколова, правительству следует выделить в 2018 году на компенсацию закупок новой отечественной агротехники только 500 млн грн, на компенсацию затрат на строительство новых животноводческих объектов - 400 млн грн. Так правительство сможет удовлетворить все запросы аграриев на господдержку без привлечения дополнительных средств из бюджета в 2018 году.
 

Непродуктивная помощь

Опрошенные Agravery.com эксперты другую точку зрения на проблему распределения дотаций аграриям. В частности, что отраслевое распределение господдержки должна работать исключительно на рост производительности в определенной области. И с этой точки зрения прямые дотации для аграриев являются вредными, считает экономист ФАО Андрей Ярмак.

Поскольку такие начисления дают только ухудшение производительности агропроизводителей, а как следствие - рост цен на продукты питания. Старший экономист проекта «Поддержка реформ в сельском хозяйстве и земельных отношениях в Украине» Киевской школы экономики Олег Нивьевский добавляет, что лучшим способом поддержки аграриев были бы большие расходы на дороги или образование в сельской местности.

Поскольку аграрии теряют на неквалифицированной рабочей силе или логистических проблемах не меньше, чем при отсутствии прямых дотаций от государства. Также, как говорит экономист, если государство хочет увеличить занятость на селе, то ей стоит поддерживать не только фермеров, но «неаграрную» занятость на селе, как «зеленый туризм».

Другое дело, что такая поддержка должна распределяться автоматически, без вмешательства чиновников, считает эксперт. Иначе большинство этих средств так и не попадет к тем, кто в них нуждается, опасается Нивьевский.
 

Russian

Читати ще