«Вместо увеличения экспортной пошлины на живой КРС нужно развивать мясоперерабатывающую отрасль» - Ассоциация животноводов Украины

Опубликовано bashun - 23-06-2018 - 17:23

Увеличение экспортной пошлины на живой КРС до 20%, которое сегодня инициируют народные депутаты – это полный абсурд, который только можно было придумать. Это не сможет спасти скотоводческую отрасль Украины от сокращения поголовья. Наоборот, нужно развивать внутреннее мясоперерабатывающее производство и налаживать экспорт продукции переработки говядины - в этом уверены в Ассоциации животноводов Украины.

 

18 апреля группой народных депутатов был зарегистрирован в парламенте законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье» (относительно урегулирования ставок вывозной (экспортной) пошлины на крупный рогатый скот)» р. №8283.

Законопроект предусматривает увеличение экспортной пошлины с 10 до 20% на живец КРС. Авторы законопроекта в пояснительной записке обосновывают повышение ставки экспортной пошлины необходимостью блокировки экспортного потока украинского сырья к азиатским странам, увеличение внутреннего поголовья и экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Ассоциация животноводов Украины, в состав которой входят практически все главные (и крупнейшие) экспортеры говядины, решила выяснить, целесообразно ли повышать экспортную пошлину на молоко, и к каким результатам приведут вышеуказанные законодательные инициативы.

Если проанализировать ситуацию, которая наблюдается сейчас не экспортном рынке говядины в Украине, то она следующая. Так, на сегодняшний день украинский живец КРС пользуется бешеным спросом на внешних рынках. Больше всего Украина экспортирует в страны СНГ и Ближнего Востока: Ливан, Иорданию, Египет, Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Россию. В 2017 году общее количество экспортируемого крупного рогатого скота составило 88 тыс. голов (примерно 2,2% общего поголовья КРС) на сумму около 38 млн долларов США.

Что же касается внутреннего рынка, то в Украине на сегодняшний день наблюдается низкая культура потребления говядины. Во-первых, традиционно украинцы более склонны к потреблению свинины, а во-вторых, у украинцев низкая покупательная способность, поэтому дорогое красное мясо им просто не по карману.

Таким образом, как видим, именно развитие экспорта является важным аспектом для стимулирования наращивания внутреннего поголовья КРС.

В связи с этим Ассоциация животноводов Украины категорически отрицает целесообразность повышения экспортной пошлины. Напротив, производители продукции мясного скотоводства, члены АЖУ, давно сетуют на слишком высокий налог на экспорт своей продукции.

Об этом, в частности, они много говорили на круглом столе «Производство и экспорт мяса в Украине», который состоялся 26 июля 2017 года по инициативе Ассоциации животноводов Украины. Тогда представители профильных органов, эксперты, предприятия производителей и экспортеров продукции животноводства пришли к общему мнению о целесообразности снижения экспортной пошлины на КРС высокой кондиции и создания более благоприятного налогового климата, ведь вывозная пошлина является налогом на экспорт.

И все законодательные инициативы, которые были до этого, также имели прямо противоположный смысл последнему законопроекту р. №8283, и предлагали, наоборот, снижение экспортной пошлины.

Так, в частности, два правительственных законопроекта - «О внесении изменений в Закон Украины «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье» (относительно повышения эффективности ведения отрасли)» р. № 4569 от 04.05.2016 года и «О внесении изменений в Закон Украины «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье» (относительно повышения эффективности ведения отрасли)» р. № 3859 от 01.02.2016 года, которые имели целью повышение экономической заинтересованности отечественных товаропроизводителей в выращивании скота, повышение экономической эффективности отрасли скотоводства и овцеводства, предлагали снижение экспортной пошлины до 3% на живой КРС (домашние виды, кроме нетелей и коров массой более 300 кг для забоя и не для забоя) и овец чистопородных (чистокровных) племенных животных.

Другой правительственный законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье» (относительно дифференциации ставок)» р. № 3654-1 от 29.11.2013 года предусматривал снижение экспортной пошлины до 5% на живец КРС (домашние виды, кроме нетелей и коров массой более 300 кг для забоя и не для забоя) и овец чистопородных (чистокровных) племенных животных для того, чтобы происходила диверсификация рынков. Это же и в законопроекте р. № 3654 от 20.11.2013 года.

Поэтому внезапная инициатива по увеличению экспортных пошлин вызывает много вопросов, и, несомненно, не будет иметь положительного влияния для увеличения поголовья КРС в Украине.

Мы считаем, что самым важным на сегодняшний день аспектом параллельно с развитием мясного скотоводства является также развитие мясоперерабатывающей отрасли, ориентированной именно на специфику экспортных рынков, и открытие экспортных рынков продукции переработки (колбас, ветчины и т.д.).

Какую же ситуацию мы наблюдаем сейчас? В Украине элементарно не хватает убойных цехов для переработки говядины. Так, по информации Госстата, на начало 2018 количество предприятий, осуществляющих убой сельскохозяйственных, составляла 299 ед. До этого, в начале 2017 года, их насчитывалось 302. А на начало 2016 количество боен составляло 330 ед., то есть, за 2 года оно уменьшилось на 9,4%.

Ситуация же со специализированными бойнями, в частности, халяльными убойными цехами, на которых можно было бы производить говядину для экспорта на Ближний Восток, еще хуже: их вообще у нас очень мало.

Количество же мясоперерабатывающих предприятий, на которых производится продукция с высокой добавленной стоимостью, является достаточным лишь на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. А чтобы выходить на внешние рынки, то этот вопрос требует более комплексного подхода: нужно изучать потребительские вкусы потенциальных импортеров – представителей других государств, и именно под них уже подстраивать производство. А после этого привлекать инвесторов, которые были бы заинтересованы строить в Украине мясоперерабатывающие заводы.

Таким образом, позиция Ассоциации животноводов Украины с учетом интересов как бизнеса, который выращивает КРС на экспорт, так и интересов государства, является следующей: ставка экспортной пошлины должна дифференцироваться в зависимости от массы КРС и быть снижена (для высоких весовых категорий). Мы считаем, что экспортная пошлина должна быть не более 3%.

АЖУ решительно призывает, что сегодняшняя государственная политика должна быть направлена ​​именно на развитие мясоперерабатывающих предприятий, ориентированных на экспортную продукцию, и в поддержку выработки продукции с высокой добавленной стоимостью.

Другим важным шагом, который реально будет способствовать росту в Украине поголовья КРС, по мнению Ассоциации животноводов, - является стимулирование домохозяйств к выращиванию молодняка КРС, где сконцентрировано его преимущественное количество. А для этого нужно давать людям дотации на откорм скота и, главное, внести необходимые изменения в Налоговый кодекс: доходы от производства с/х продукции не должны включаться в совокупный доход физического лица, от чего зависит получение производителем субсидии на оплату ЖКХ. Тогда владельцы частных хозяйств не будут сдавать телят на убой, а будут заинтересованы регистрировать животных и откармливать их.

Кроме того, государство должно открывать и новые экспортные рынки для мяса говядины. Напомним, что сейчас идет заключительный этап согласования ветеринарного сертификата между Украиной и Турецкой Республикой на экспорт мяса говядины, который был запущен именно по инициативе и долговременной работе Ассоциации животноводов Украины. Именно мы первыми начали обсуждение сотрудничества между украинской и турецкой стороной в направлении экспорта, смогли убедить торгового советника Турции в преимуществах открытия для Украины экспортного рынка и наладили партнерские связи с турецкими компаниями – потенциальными импортерами говядины. Отметим также, что потребности Турции в импорте нашей говядины значительно больше, чем сегодня способны произвести украинские предприятия.

 Настораживает и то, что Институт экономических исследований и политических консультаций предупреждает, что предложенные нормы законопроектом р. №8283 прямо нарушают взятые Украиной обязательства в рамках вступления в ВТО и могут иметь следствием инициирование заинтересованными странами рассмотрения действий Украины Органом по урегулированию споров ВТО. За 10 лет членства в ВТО Украина проиграла один из четырех торговых споров, касающихся неправомерного применения ограничительных мер в торговле (остальные три пока не решены). Еще в одном случае Украина согласились на отмену ограничений после проведенных консультаций.

Таким образом, мы считаем, что законодательная инициатива об увеличении экспортной пошлины на живец КРС негативно отобразится на предприятиях по выращиванию КРС и приведет к уменьшению присутствия украинской продукции на внешних рынках. А тем более, это совершенно не повлечет наращивание поголовья КРС в Украине.

Только при условии ведения взвешенной комплексной государственной политики в животноводстве, которая предусматривает все основные аспекты, о которых мы говорили выше, украинский бизнес будет заинтересован в наращивании объемов производства КРС.

Russian

Читать еще