Почему ухудшилась продовольственная безопасность в стране, и как это сделать? - председатель Ассоциации животноводов Украины Ирина Паламар

Опубликовано bashun - 25-10-2017 - 10:44

Продовольственная безопасность является важнейшим фактором в национальной безопасности любого государства.

Особенно сейчас, в условиях активной евроинтеграции с одной стороны, и одновременно, масштабной социально-экономического кризиса и боевых действий на востоке страны. Сегодня Украина сталкивается со значительными вызовами своей продовольственной безопасности, поэтому вопрос ее укрепления стоит как никогда остро. Что же должно делать государство для укрепления продовольственной безопасности?

Прежде всего давайте определимся, что же такое продовольственная безопасность, и из чего она состоит.

Согласно Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности, определение продовольственной безопасности включает в себя следующие элементы:

1. физическая доступность достаточной в количественном отношении, обеспечении и питательной энергии;

2. экономическая доступность к продовольственных и социальных групп населения;

3. автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость)

4. надежность, то есть потенциал национальной продовольственной системы;

5. устойчивость, что означает, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства.

Чтобы оценить уровень продовольственной безопасности страны, обратимся к Глобальному индексу продовольственной безопасности, который готовится исследовательским отделом журнала The Economist. Индекс учитывает такие показатели как физическая и финансовая доступность продовольствия, его качество и безопасность.

Итак, если говорить об Украине, то в Глобальном индексе продовольственной безопасности за 2013 она занимала сорок седьмое место и набрала 58,0 баллов. Уже в 2017 г. она опустилась на 63-е место, набрав 54,1 бал, то есть, -16 мест и -3,9 баллов.

Для сравнения, Великобритания занимает 3-е место (+17 позиций по сравнению с 2013 г.), Германия – 7-е место (4), Польша – 27-е место (0), Венгрия – 30-е место (- 2), Россия – 40-е место   (-1). Как видим, пока другие страны либо росли, либо удерживали свои позиции, Украина прошла огромный путь вниз. На данный момент она занимает наихудшее положение среди всех европейских стран.

О негативной динамике в области продовольственной безопасности говорят и отечественные эксперты. Так, специалисты нашей Ассоциации животноводов Украины провели опрос среди экспертов для оценки эффективности деятельности за последний год Министерства аграрной политики и продовольствия, ключевой задачей которого и является именно обеспечение продовольственной безопасности страны. Так вот, 52% экспертов поставили Министерству неудовлетворительную оценку, хотя при этом 39% высказались о работе Минагрополитики положительно и еще 10% не определились с ответом.

Похожая ситуация и с оценкой эффективности работы Минагрополитики в сфере регулирования цен на продукты питания. 72% опрошенных экспертов негативно оценили деятельность Минагрополитики в этом направлении, 24% поставили Министерству положительные оценки и 5% не определились с ответом.

Можно было бы предположить, что в условиях боевых действий на востоке страны, рейдерства земли и урожая, а также масштабной социально-экономического кризиса, все вышеперечисленные факторы способствуют снижению посевов и уменьшению экономической активности аграриев. Однако это предположение не подтверждается заявлениями руководства министерства и официальных данных.

15 октября 2015 тогдашний Министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко заявил, что продовольственная безопасность страны обеспечена на 100%. Он уверял, что несмотря на все трудности, посевная завершена успешно, и даже на подконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей посевная выполнена на 99% и 96% соответственно. А в 2016 году Минагрополитики торжественно отчиталось о рекордном урожае 66 млн тонн, что на 5,9 млн тонн больше, чем в 2015 году. В 2017 году Министерство ожидает снижения урожая, однако рекордный урожай 2016 уравновешивает ситуацию, поэтому она должна быть стабильной.

Думаю, весомым фактором, который влияет на ухудшение продовольственной безопасности в Украине, является наращивание экспорта зерна. Так, в 2015 году Украина экспортировала 24 млн тонн зерновых, а в 2016 году эта цифра практически удвоилась - более 40 млн тонн. В 2017 году ожидается 10% падение экспорта зерновых, в 36 млн тонн, однако на фоне прошлогоднего роста это падение не столь заметно.

Конечно, в самом по себе увеличении экспорта зерновых нет ничего плохого: он способствует развитию отечественного бизнеса, приносит стране валютную выручку. Но проблема в том, что наращивание экспорта происходит за счет уменьшения внутреннего потребления.

Так, посмотрим на цифры: в 2015 объем экспорта от общего объема урожая составил чуть менее 40%, а в 2016 г.. - более 60%. В 2017, на основании оценок экспертов, доля экспорта составит около 55-57% от объема урожая. Таким образом, разницу между показателями разных лет прежде недополучает украинский пользователь. К чему же приведет уменьшение предложения на внутреннем рынке? Во-первых, к росту цен на продукты питания, вредит экономической составляющей продовольственной безопасности, а во-вторых, к уменьшению собственно количества этих продуктов.

При этом квоты от ЕС на аграрную продукцию остаются незначительными даже после их увеличения: меньше 1,8 млн тонн, при том, что в 2016 году одной только кукурузы в ЕС мы экспортировали 6,7 млн тонн.

Также, по моему мнению, шагом, что значительно ухудшает продовольственную безопасность страны, является решение Кабинета министров об отказе от государственного регулирования цен на продукты питания. С 1 октября 2016 до 1 января 2017 был тестовый период, а с 1 июля 2017 - отказ от регулирования цен действует на постоянной основе. Речь идет о таких продуктах как мука, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, свинина, говядина, мясо птицы, вареные колбасные изделия, детское питание, куриные яйца, подсолнечное масло и сливочное масло, сметана, творог, молоко. Хотя и многие эксперты считают, что в стране давно не работала государственная регуляция цен на продукты, однако государство все же обеспечивала социально комфортный уровень цен для наименее обеспеченных групп граждан.

Теперь же что имеем? Новый скачок инфляции. В октябре 2017 НБУ скорректировал прогноз по инфляции, отметив, что продовольственные товары продолжают дорожать (28,2% в годовом измерении). Однако официальные цифры могут не отражать реальное положение дел. Все это является прямым следствием бездеятельности правительства в вопросах обеспечения продовольственной безопасности страны. В частности, нарушается экономическая составляющая - люди все больше и больше денег тратят на продукты питания.

Считаю, что свою роль в ухудшении продовольственной безопасности играет и отмены ГОСТ (ГОСТов, всем известных как «ГОСТы»). С 1 января 2016 года в Украине отменено почти 13 000 ГОСТов, регулирующих качество товаров, в частности, продуктов питания. Власть объясняла это переходом на новые международные технические регламенты. Однако переход на новые техрегламенты невозможно провести одномоментно. Также возникает вопрос соблюдения новых стандартов качества. Как следствие, государство фактически отказалась от контроля качества украинских продуктов.

Дополнительно ослабляет контроль государства за качеством продуктов питания и мораторий на проверку бизнеса, принятый Верховной Радой в 2014 и продлен до конца 2017 Такой шаг аргументируется желанием государства ослабить бюрократическое давление на бизнес. Но ослабление бюрократического контроля отнюдь не означает отмены контроля как такового! Поэтому отказ государства от надзорных функций де-факто дала возможность бизнеса фактически паразитировать на потребителях. Тем более, что институт репутации в Украине нет.

Как результат, отмена государственного контроля над качеством продуктов питания приводит к плачевным последствиям. Я имею в виду многочисленные случаи массовых отравлений по стране. Осенью 2016 была зафиксирована вспышка отравлений фальсифицированным алкоголем - не менее 85 пострадавших, из которых 42 человека погибли. Летом 2017 наблюдалась целый ряд отравлений рыбой. Аналогично тяжелая ситуация и в сфере услуг. Летом 2017 в Киеве приостановили свою деятельность до 30% заведений общественного питания из-за несоответствия санитарным стандартам, отравления и т.п.

Печально, что из-за демонстративный отказ государства от любого контроля в сфере безопасности питания страдают потребители. И для исправления ситуации государство не делает ничего.

Еще одним фактором, влияющим на снижение продовольственной безопасности, являются различного рода эпизоотии, в частности, распространения африканской чумы свиней (АЧС), которая охватила уже все регионы Украины, кроме Львовской области. Эксперты, принявшие участие в ранее упомянутом исследовании Ассоциации животноводов, крайне негативно оценили деятельность государства по борьбе с АЧС. 67% опрошенных поставили негативную оценку власти, 12% не определились с ответом. Только 19% экспертов положительно оценили усилия власти по борьбе с АЧС.

На продовольственную безопасность страны также влияет сокращение производства продуктов питания. По данным статистики, производство молочной продукции в 2016 г.. Уменьшилась на 3%, а по отдельным категориям товаров - на все 8%. Количество хлебобулочной продукции только в апреле 2017 упала на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По моему мнению, производители теряют интерес к внутреннему рынку через общий экономический кризис в стране.

Среди причин ухудшения продовольственной безопасности я бы назвала еще и ухудшение состояния инфраструктуры страны. По словам министра инфраструктуры Владимира Емельяна, 90% автомобильных дорог непригодны для транспорта. В сфере железнодорожного транспорта ситуация похожая. Износ грузовых вагонов в Украине составляет 91,3%. Речное судоходство практически отсутствует. При таких условиях создаются препятствия для транспортировки продуктов питания для равномерного обеспечения ими во всех уголках страны.

 

Таким образом, как вывод, я бы выделила следующие направления укрепления продовольственной безопасности Украины в условиях евроинтеграции

1. Правительству следует восстановить государственное регулирование цен на продукты питания. По крайне сложной экономической ситуации в стране, когда по оценке ООН, около 60% населения Украины живет за чертой бедности, отказ от государственного регулирования цен на продукты питания приведет к росту цен и экономической недоступности продовольствия в достаточном количестве для многих граждан Украины.

2. Сокращение экспорта украинской сельскохозяйственной продукции является, хотя и противоречивым, однако важным элементом обеспечения продовольственной безопасности страны. На данный момент продовольствие уходит из страны, что негативно сказывается на доступности его для населения. Возможно, правительству стоит пойти на ограничительные меры с целью уменьшения объемов экспорта сельскохозяйственной продукции.

3. Правительству следует добиваться увеличения квот со стороны ЕС для украинской сельскохозяйственной продукции. Это позволит компенсировать агротрейдерам расходы от ограничения экспорта из страны.

4. Восстановление транспортной инфраструктуры, кроме положительного экономического эффекта, скажется и на улучшении физической доступности продовольствия.

Russian

Читать еще