Налоговая показала новую систему анализа блокировки налоговых накладных

Опубликовано bashun - 26-03-2018 - 12:01

Государственная фискальная служба (ГФС) Украины вводит новую систему блокировки налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК). Об этом сообщил директор Департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем Николай Чмерук во время заседания Общественного совета при ГФС, сообщает Agropolit.com.

Напомним, что в конце марта было многодневное блокирование налоговых накладных. С 22 марта в течение месяца режим блокировки налоговых накладных будет работать в тестовом режиме. Летом 2017 года агробизнес уже сетовал на то, что ГФСУ ввела систему регистрации накладных, которая фактически остановила работу целого сектора.

«Предложенный ГФС подход к построению новой системы блокировки налоговых накладных значительно отличается от той модели, которая работала в прошлом году. Так, ранее налоговая накладная проходила два этапа, первый из которых был «отсекающим», когда НН отвечала критериям и регистрировалась. Если накладная не проходила этот этап, она проверялась на «пересорт» (проведение сомнительных операций, по результатам которых может быть сформирован фиктивный налоговый кредит)», - отметил Николай Чмерук.

Новая система анализа НН/РК имеет четыре этапа:

 - отсекающий;

- контроль наличия признаков рискованности налогоплательщика;

- мониторинг соответствия показателям, которым определяется положительная налоговая история плательщика;

- проверка рискованности осуществления операций, то есть контроль имеющегося «пересорта».

"Мы считаем, что эта конструкция существенно уменьшает количество налоговых накладных, которые будут останавливаться. Уже проведены предварительные расчеты и тестирование работы данной системы, которые подтвердили, что количество налоговых накладных, которые были остановлены в прошлом году, с применением критериев новой системы уменьшится в десятки раз", - подчеркнул Николай Чмерук.

Так, к «отсекающим» признакам, по которым налоговая накладная не будет проходить проверку на критерии рискованности плательщика или рискованности операций, относятся:

- операции по поставке товаров (услуг) конечному потребителю и/или освобожденных от налогообложения;

- объем поставки менее 500 тыс. грн и если руководитель является директором меньше чем у 3-х плательщиков НДС;

- налоговая нагрузка более 3%.

"После этого налоговая накладная проверяется, выписана ли она налогоплательщиком, который определен как рисковый. Критерии рискового налогоплательщика мы пытались выписать так, чтобы они однозначно указывали на плательщика, который занимается «пересортом». Собственно, это - налогоплательщик, зарегистрированный на похищенные, утраченные документы, зарегистрированные на подставных лиц и т.п. ", - отметил Николай Чмерук.

Далее, если налогоплательщик не внесен в перечень рисковых плательщиков, он проверяется на наличие положительной истории. Показатели, по которым определяется положительная налоговая история, по словам чиновника, выписаны достаточно широко, благодаря чему количество налоговых накладных, которые не будут останавливаться в связи с внедрением новой системы значительно увеличится. Среди таких показателей, в частности, общая сумма уплаты ЕСВ и налогов, и сборов составляет более 5 млн. грн, наличие собственных (арендованных) земельных участков более 200 га или арендованных земельных участков коммунальной и/или государственной собственности площадью не менее 0,5 га, торговля одинаковыми товарами. И только в случае несоответствия всем вышеупомянутым критериям будет делаться проверка рискованности совершения сделки.

Еще одной новацией, по словам Николая Чмерука, станет введение двухуровневой системы принятия решений.

"Если в прошлом году решения принимались только комиссией центрального аппарата, то сегодня в регионах созданы комиссии, которые будут принимать решения по заблокированным накладным. Центральный аппарат будет иметь возможность пересматривать решения региональных налоговых органов только по тем плательщикам, объем операций по которым превышает 30 млн грн, но, опять же, все решения будут формироваться в регионах", - подчеркнул чиновник.

Таблицы налогоплательщиков также будут приниматься региональными органами. Все таблицы, которые были приняты в прошлом году, будут актуальными и будут использоваться и при реализации новой системы.

"Еще одна новизна данной системы - это безусловность принятия решения после пяти дней, то есть если в течение пяти дней не принято никакого решения, то такая налоговая накладная будет автоматически зарегистрирована", - отметил Николай Чмерук.

Russian

Читать еще