Финансирование АПК в 2017 году происходит с серьезными нарушениями со стороны Минагрополитики

Опубликовано bashun - 24-11-2017 - 14:04

Текущий бюджетный год выходит на финишную прямую - остается только месяц до окончания и подведения итогов.

Однако уже сейчас можно констатировать, что ситуация с финансированием отдельных бюджетных программ агропромышленного комплекса в течение этого года была критической и требует немедленного решения.

Так, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, в ответ на запросы Ассоциации животноводов Украины от 20.09.2017 года и № 119/11 от 09.11.2017, сообщило, что в первом полугодии 2017 не осуществлялись расходы по таким бюджетным программам как «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов»,«Расходы Аграрного фонда связаны с комплексом мероприятий по хранению, перевозке, переработке и экспорту объектов государственного ценового регулирования государственного интервенционного фонда», «Государственная поддержка отрасли животноводства», «Международная деятельность в области рыбного хозяйства».

Отсутствие финансирования в течение данного периода профильное министерство объяснило необходимостью внесения изменений в соответствующие нормативно-правовых актов и утверждением необходимые меры по реализации этих бюджетных программ. То есть деньги в Государственном бюджете на 2017-й год были предусмотрены, но не попали в реципиентов в связи с тем, что Минагрополитики не успели подготовить соответствующую подзаконную нормативно-правовую базу.

В то время как отсутствие финансирования «Международной деятельность в области рыбного хозяйства» имеет обоснование (принятые изменения в План мероприятий реализации средств утверждены Приказом Минагрополитики от 15.03.2017 № 134 о выплате членских взносов страны одним платежом, а не несколькими, как раньше), то остается непонятной блокирования средств на другие направления, которые требуют регулярного финансирования.

В частности, изменения в Порядок использования средств по бюджетной программе «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» были внесены лишь 12 июля 2017 Постановлением КМУ № 502, после чего Минагрополитики издала Приказ № 391 от 28 июля 2017 о разделе расходов на эту бюджетную программу.

В свою очередь изменения в порядок использования средств по бюджетной программе «Государственная поддержка отрасли животноводства» были внесены лишь в августе 2017 Постановлением КМУ № 573. То есть, как можно увидеть, изменения в механизмы использования бюджетных средств были внесены лишь в начале второго полугодия, что лишило надлежащего и своевременного финансирования важных направлений в аграрной сфере на полгода. Почему этого не было сделано сразу же после одобрения Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2017 год» в декабре 2016 года или в начале 2017 года - вопрос риторический. Непонятно, какие дела для чиновников оказались важнее обеспечения своевременного финансирования агропромышленного комплекса.

Но, для объективности, нужно вспомнить, что финансирование указанных бюджетных программ происходило не без процедурных проблем и в предыдущие годы. Согласно решению Счетной Палаты от 21 марта 2017 года, в конце 2016 по бюджетной программе «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» остались неиспользованными 5185,7 тыс. грн бюджетных средств, было вызвано отдельными недостатками нормативных актов, регулирующих порядок использования средств государственного бюджета на эти цели и ненадлежащим состоянием внутреннего контроля со стороны Минагрополитики как главного распорядителя средств. В 2015 году остаток неиспользованных средств по данной бюджетной программе составил 9353,5 тыс. грн по тем же причинам, что и в 2016; а также за ненадлежащего состояния внутреннего контроля со стороны распорядителей средств низшего уровня, то есть структурных подразделений облгосадминистраций. Несмотря на то, что за 9 месяцев на эту бюджетную программу было выделено лишь 20% от запланированной суммы средств (61 268, 2 тыс. грн), можно прогнозировать, что в 2017 год не станет исключением, и по этой программе останутся неиспользованные средства.

В свою очередь, в соответствии с решением Счетной Палаты, объем неиспользованных государственных ассигнований на бюджетную программу «Государственная поддержка отрасли животноводства» в 2015 г.. Составил 209 млн 415, 2 тыс. Грн. А проблема заключалась в несвоевременном утверждении Минагрополитики положения о комиссии и образцы и формы соответствующих документов.

Итак, можно убедиться, что финансирование вышеуказанных бюджетных программ в течение последних лет происходит с систематическими нарушениями со стороны главного распорядителя - Минагрополитики, что приводит к неиспользования средств в конце бюджетного периода (текущий 2017 может не стать исключением). По словам главы АЖУ Ирины Паламар, Министерство незамедлительно изменить подход к финансированию данных бюджетных программ, так как они очень важны для отечественного агросектора, а их неиспользования приводит к усложнению обоснования бюджетного запроса для аграриев на следующий год.

Другой процедурной проблемой в бюджетной деятельности Минагрополитики является позднее утверждение бюджетных программ. По состоянию на 14 ноября 2017, до сих пор не утвержденными паспорта программ по КПВК 2801250 «Расходы Аграрного фонда связаны с комплексом мероприятий по хранению, перевозке, переработке и экспорту объектов государственного ценового регулирования государственного интервенционного фонда» и при КПВК 2804070 «Селекция в рыбном хозяйстве и воспроизводства водных биоресурсов во внутренних водоемах и Азово-Черноморском бассейне». Минагрополитики уверяет, что паспорта будут разработаны и представлены в Минфин для их последующего утверждения после утверждения необходимые меры, в частности принятие некоторых нормативных документов, регулирующих использование средств по данным программам, на уровне Кабмина и самого министерства. Несмотря на то, что бюджетный год уже подходит к концу, в данном случае имеет место нарушение нормы о 45-дневный срок принятия паспортов (со дня вступления в силу Закона о Государственном бюджете), утвержденной в Приказе Минфина «О паспортах бюджетных программ» № 1098.

Паспорта по остальным программ официально принятыми, однако большинство из них были утверждены со значительным опозданием, например, паспорта на 2017 год по бюджетным программам по КПКРК 2809020 "противоэпизоотических мероприятий и участие в Международном эпизоотическом бюро" и по КПКРК 2801580 "Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей" были официально утверждены приказами министерства только в апреле 2017 года. Еще 3 паспорта бюджетных программ были утверждены только в марте этого года.

Ответственными за такие нарушения являются непосредственно Минагрополитики и Министерство финансов, потому что по законодательству именно они должны гарантировать своевременную подготовку и принятие паспортов бюджетных программ. Эти государственные органы должны серьезно взяться за решение этих проблем и предпринять соответствующие шаги для устранения явления несвоевременного принятия паспортов бюджетных программ в будущем. Возможно, это своеобразная форма «экономии» государственных средств, затем позволяет отчитываться о положительных показатели бюджета? Иначе, недоинвестированными государственные средства должны, видимо, компенсировать из карманов чиновников, которые не обеспечили своевременную и юридически правильную реализацию программ в агросекторе.

Если рассмотреть, какую часть средств уже было реализовано по большей части уходящего, то можно увидеть, что по некоторым бюджетным программам финансирования продвигается очень вяло.

Так, по данным, которые Минагрополитики предоставила Ассоциации животноводов Украины на запрос от № 119/11 09.11.2017, за 9 месяцев 2017 года на бюджетную программу «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» было выделено лишь 11% от запланированных средств в год. На некоторые другие программы за 9 месяцев было выделено около 20% от цифры, которая содержится в нынешнем Государственном бюджете. К ним в частности относятся

«Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» (20%), «Повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса» (22%), «Ликвидация и экологическая реабилитация территории влияния горных работ государственного предприятия " Солотвинский солерудник "Тячевского района Закарпатской области” (23%). За этот период только половину средств было выделено на бюджетные программы «Общее руководство и управление в сфере агропромышленного комплекса» (47%), «Исследование, прикладные разработки и подготовка научных кадров в сфере лесного хозяйства» (46%), «Ведение лесного и охотничьего хозяйства, охрана и защита лесов в лесном фонде»(50%).

Комментируя общую ситуацию бюджетного процесса в аграрном комплексе 2017 года, председатель Ассоциации животноводов Украины Ирина Паламар подытожила:

«Финансирование бюджетных программ в агропромышленном секторе в 2017 году происходит с серьезными административными нарушениями и недоработки, а именно: позднее внесение изменений в нормативно-правовых актов, регулируют порядок использования средств по бюджетным программам, что влечет за отсутствия финансирования в течение большого промежутка времени, а также отсутствие принятых паспортов по некоторым бюджетным программам в конце бюджетного года, является недопустимым нарушением бюджетного процесса. Нынешние проблемы с финансированием не является уникальным явлением, а негативной тенденцией из года в год, что приводит к неэффективному финансирования агропромышленного комплекса в целом».
 

Russian

Читать еще