Фермерство как бизнес: кто такие украинские фермеры и с какими проблемами они сталкиваются?

Опубликовано bashun - 27-09-2017 - 10:18

По общим термином "фермер" в Украине стоят разные группы сельхозпроизводителей, которые имеют различные потребности и сталкиваются с различными проблемами. Как государство может помочь развитию фермерства и всем ли мелким сельхозпроизводителям такая помощь нужна?

Об этом пишет в своем блоге на delo.ua Сергей Биленко, член совета ассоциации "Земельный союз Украины", эксперт по разработке аграрного законодательства.
 
В последнее время на государственном уровне много говорят о развитии фермерства. Особенно это стало актуальным в свете подготовки к открытию рынка сельскохозяйственных земель. О защите фермеров как ключевое условие снятия земельного моратория неоднократно заявляли на правительственном уровне. 13 сентября Кабинетом министров Украины было принято постановление "Об одобрении Концепции развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации на 2018-2020 годы". Не хочу анализировать весь документ, остановлюсь лишь на отдельных его аспектах.
 
Сначала следует согласовать терминологию. Что мы понимаем под выражением "фермер". На самом деле, это не такой простой вопрос.
 
Сегодня официально зарегистрированных фермерских хозяйств насчитывается около 30000. Фактически речь идет о 3 категориях участников аграрного рынка, каждая из которых имеет диаметрально разные интересы.
 
Первая категория - это владельцы земельных паев и земельных участков, предназначенных для ведения личного крестьянского хозяйства. Это люди, которые "вышли" из договоров аренды и используют собственные участки самостоятельно. Часто они также используют земельные участки членов семьи, а также снимают земельные участки соседей (при этом арендные отношения в большинстве случаев официально не оформляются).
 
Такие хозяйства достаточно бурно развиваются и иногда приносят неплохую прибыль. Есть определенная сельскохозяйственная продукция, львиная доля которой производится именно в этих хозяйствах. Это, в частности, 98% картофеля, 70% крупного рогатого скота, 86% овощей, 86% овощей и фруктов.
 
Но большой проблемой функционирования этих хозяйств является то, что они работают в основном полностью в тени. Ни ФЛП, ни юрлицо не регистрируется, никакие налоги не уплачиваются. В земельной сфере эти хозяйства тоже часто работают в тени. Право пользования землей, которую крестьяне арендуют у других лиц, часто официально не оформляется. Договоры аренды не заключаются, расчеты за аренду происходят "кэшем". Что интересно - в последнее время это становится проблемой для средних и крупных аграрных производителей. Благодаря неуплате налогов и возможности заплатить арендную плату в большем размере, чем ту, которую предлагает основной арендатор массива, земельные участки "выдергиваются" с его пользования. Если же эти участки расположены в середине массива, то это создает дополнительные проблемы, связанные с необходимостью прокладки к ним полевой дороги.
 
Несмотря на указанные проблемы, развитие личных крестьянских хозяйств является однозначным позитивом. Во-первых, все же деятельность личных крестьянских хозяйств обеспечивает занятость населения. Во-вторых, любой бизнес проходит период первоначального накопления капитала, где не всегда все работает в легальном русле. В дальнейшем предприниматель заинтересован в том, чтобы легализовать свое положение. Поэтому государство должно способствовать ускорению этого процесса и создать комфортные условия для тех, кто направит свою деятельность в правовое русло. Ведь развитие этих хозяйств имеет огромный потенциал. Утвержденной концепцией предусмотрено создание государством благоприятных условий для трансформации хозяйств населения в фермерские хозяйства.
 
Вторая категория. Это те граждане, которые успели получить от государства земельные участки в постоянное пользование в 1990 - 2000-х годах. Действующее тогда законодательство давало возможность получить в постоянное пользование до 100 га сельскохозяйственных земель, из них 50 га - пашня. Земельные ресурсы в то время не были дефицитом, и кто реально хотел ее получить - получил ее.
 
Сегодня эти лица в большинстве случаев достаточно прочно стоят на ногах. Они возглавляют официально зарегистрированные фермерские хозяйства. Их земельный банк в основном пополнен за счет арендованных земельных паев. Объем земельных ресурсов, использующих фермерские хозяйства, различается.
 
По данным Минагрополитики, 75% из 33,7 тыс. зарегистрированных фермерских хозяйств используют земельные участки до 100 га. Но есть хозяйства, которые оперируют несколькими тысячами гектаров.
 
Проблемы этой категории в земельной сфере, к сожалению, есть. Во-первых, возникает множество вопросов о судьбе земель, которые некогда были переданы им в постоянное пользование. Принятый в 2001 году новый Земельный кодекс уже не предусматривал возможности физических лиц иметь землю на праве постоянного пользования. Мало того, переходные положения этого кодекса устанавливали обязанность постоянных пользователей в определенный срок переоформить его на аренду, и за невыполнение этой обязанности право терялось. Последняя норма в 2005 году решением Конституционного Суда была признана неконституционной, но проблемы у этого права остались. Дело в том, что право постоянного пользования четко связано с субъектом и не является отчуждаемым. А значит, оно не может быть предметом наследования. И в случае смерти фермера, земля возвращается государству. В парламенте есть несколько законопроектов, призванных решить эту проблему, но пока ни один из них не принят. Надеюсь, что данный вопрос все же сдвинется с места, ведь создание прозрачных механизмов приобретения фермерскими хозяйствами прав на землю признано на уровне концепции одним из направлений государственной политики в этой сфере.
 
Другой проблемой, которая сегодня достаточно остро стоит перед указанной категорией фермеров, очередная волна аграрного рейдерства, которая захлестнула Украину в течение последнего года. "Отжимания" земли и бизнеса сегодня, к сожалению, становятся обычным явлением. Причин этому несколько.
Во-первых, это проблемы во внедрении новой системы регистрации прав на землю. В 2013 году в этой области произошли значительные изменения, и функция регистрации прав на землю была передана от органов земельных ресурсов в органы юстиции (сегодня регистрационные функции под крылом Минюста выполняют органы местного самоуправления, райгосадминистрации и нотариусы). Но весь массив регистрационной информации, накопленный органами земресурсов до 2013 года, был перенесен в минюстовский Реестр.
В результате мы получили проблему с двойной регистрацией аренды земли, когда "сверху" договора аренды земельного участка, зарегистрированного в 2013 году, скажем, в 2017 году регистрируется право аренды этого же участка за другим лицом. Регистраторы прав (сознательно или по "незнанию") не замечают старого договора.
Russian

Читать еще