«Если откроют рынок земли, то это будет самая кровавая реформа за всю историю независимости Украины» - глава АЖУ Ирина Паламар

Опубликовано bashun - 26-12-2018 - 10:15

 Украина совершенно не готова к отмене моратория на продажу земли: наличие мощной коррупционной составляющей на равных уровнях приведет к непрозрачному «отжиму» у людей паев, которые, в свою очередь, они выйдут защищать с оружием в руках.

Это отмечают специалисты Ассоциации животноводов Украины.

20 декабря 2018 парламент продлил на 1 год мораторий отчуждения земель сельскохозяйственного назначения.

Со времени действия моратория по этому поводу не прекращаются дискуссии, как на политическом уровне, так и в обществе. Для Ассоциации животноводов Украины вопрос рынка земли сельскохозяйственного назначения также очень актуален. Специалисты АЖУ считают, что существует очень много рисков, которые возникнут, если продажа заработает в сегодняшних условиях.

«Сегодня Украина совершенно не готова к открытию рынка земли, - заявляет глава Ассоциации животноводов Ирина Паламар. - Присутствие мощной коррупционной составляющей на всех уровнях приведет к тому, что у людей эту землю будут отбирать по теневым схемам, и они не смогут себя защитить!

 Да и о какой продаже земли можно говорить, если до сих пор не принят закон об антирейдерстве? Сегодня практически ежедневно происходят бандитские захваты мелких и средних предприятий, а бизнес, который располагает командой юристов, работников службы безопасности и т.д. не может противостоять захвату собственного имущества! Что же тогда говорить о простых, по сути бесправных людях, которые останутся беспомощными перед огромной коррупционной машиной? Земля - ​​это их единственное имущество, ценность, которую они выйдут защищать с оружием в руках. В стране потекут реки крови ».

Специалисты АЖУ отмечают, что уже сегодня сельскохозяйственная земля продается по серым схемам, и об этом известно из открытых источников. Бизнес давно нашел механизмы обхода моратория. Владельцы продают право пользования и обработки земли на длительный период, сдают в аренду участки на срок до 50 лет, прибегают к мене, дарению, фиктивному долгу, договорам  "задним числом".

«Я часто бываю в разных регионах Украины, общаюсь с сельским населением, поэтому точно знаю, что большинство добропорядочных хозяев очень обеспокоены возможностью отмены моратория, - говорит глава Ассоциации животноводов Украины. - Они понимают, что в нынешних условиях могут лишиться своей земли в одно мгновение, и не имея юридической защиты и поддержки правоохранительных органов (ведь всем известно, что, к сожалению, у нас «правда» на стороне того, у кого деньги) - останутся беспомощными. С другой стороны, лица из социально неблагополучных слоев продадут свои паи за копейки олигархам, и земля, в результате, окажется в руках нескольких крупных магнатов, а мелкий и средний сельскохозяйственный бизнес будет уничтожен навсегда ».

Следует отметить, что Украина сегодня занимает первое место по площади пахотных земель в Европе, а добавленная стоимость на 1 га земли сельскохозяйственного назначения в стране очень низкая. При этом страдают как интересы собственников земли, которые лишены достойно распоряжаться своим имуществом и продают землю за копейки, так и государственный бюджет.

«При решении вопроса « за »или« против » рынка сельскохозяйственной земли, нужно учитывать интересы не только действующих землевладельцев (конечно, права людей должны быть гарантированы и защищены), но и национальные государственные интересы и интересы будущего поколения, - уверена Ирина Паламар. - О последнем, к сожалению, мы не очень думаем ».

Таким образом, Ассоциация животноводов Украина выработала свою четкую позицию относительно предпосылок, которые должны быть созданы для цивилизованного и прозрачного (!) открытия рынка земли, чтобы при этом были защищены как интересы ее владельцев, так и государственные.

Обеспечить на практике защищенность права собственности (на имущество, землю, урожай, корпоративные права) за физическими и юридическими лицами. Для этого нужно совершенствовать законодательство, улучшать работу правоохранительных органов, судебной власти. К сожалению, пока в Украине действуют схемы с «отжиманием» собственности, ни о каком рынке земли говорить нельзя. Вопрос с рейдерством так и не решен, даже не принят соответствующий законопроект.

Закончить инвентаризацию земель, наполнение земельного кадастра, регистрации имущественных прав на земельные участки, передачу земель за пределами населенных пунктов в ОТГ;

Создать благоприятный режим налогообложения. Это и упрощение системы налогообложения, и решение вопроса с блокировкой налоговых накладных. Напомним, что вместо отмененного спецрежима НДС для аграриев взамен государство ничего не предложило;

• Введение доступного кредитования для малого аграрного бизнеса (низкая процентная ставка);

• Создание реальных возможностей для реализации продукции сельхозпроизводителями на внутреннем и внешних рынках.

Что касается предотвращающих факторов, которые обязательно должны быть приняты одновременно с введением рынка земли, то они следующие:

• Приобретателями земельных участков сельскохозяйственного назначения должны быть только граждане Украины, фермерские хозяйства, государство или территориальные общины в лице соответствующих органов местного самоуправления.

• Участие иностранного капитала в приобретении земель сельскохозяйственного назначения должно быть исключена полностью, либо ограничено определенным временным переходным периодом (например, запрет в течение 10 лет);

• Лицо, имеющее намерение купить сельскохозяйственную землю, должно обязательно иметь надлежащую квалификацию в области сельского хозяйства;

• Лицо, которое приобрело сельскохозяйственную землю, обязано заниматься на этой земле исключительно сельскохозяйственной деятельностью;

• Ограниченный предельный размер земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства может быть в частной собственности одного лица в целом по Украине.

• Любые купленные сельскохозяйственные земли после открытия рынка земли могут быть проданы только по истечении определенного, установленного законом срока, с целью предупреждения спекуляции.

 

Говоря о разумных механизмах для открытия рынка земли, следует вспомнить и международную практику. Например, известно, что во многих странах, имеющих значительно меньшие запасы сельскохозяйственных земель и менее плодородные почвы, чем в Украине, очень сложно приобрести такую ​​землю.

В Германии действует разрешительный порядок отчуждения земельных участков размером более 1 га. В Австрии и Норвегии аналогично действует разрешительный порядок. Более того, в Австрии животноводческую ферму может приобрести только фермер, который будет обязан заниматься сельским хозяйством, а в Норвегии разрешение на покупку сельскохозяйственных земель выдается только лицам, имеющим необходимую профессиональную подготовку и согласным проживать в соответствующей местности и вести своими силами хозяйство.

В Швейцарии есть четкое требование: земля должна принадлежать исключительно тому, кто ее обрабатывает.

В Венгрии приоритет покупки сельскохозяйственной земли имеют лица с высокой квалификацией, и связанные с сельскохозяйственной деятельностью.

Во Франции, Дании, США купля-продажа сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных целей ограничена разрешением власти и жителей соответствующей территории.

«И таких примеров очень много, - говорит глава АЖУ. - Даже те страны, которые почти не имеют пахотных угодий, и они защищают свои небольшие клочки земли. Когда я была в Султанате Оман с бизнес-поездкой по внедрению нашими специалистами передовых технологий на птицеводческих предприятиях, то смогла в этом убедиться. Достаточно богатым местным гражданам - лицам, приближенным к королевской верхушке, было отказано в праве собственности на небольшие паи земли, по сути, в пустыне. А у нас же хотят распродать бесценный плодородный чернозем, который является нашим крупнейшим и единственным богатством - за копейки! ».

Что касается приобретения земли иностранными инвесторами, то в большинстве стран мира введены временные ограничения на владение сельхозугодьями для иностранных граждан, юридических лиц и правительств. Так, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия установили переходный период продолжительностью до семи лет (начиная с момента присоединения к ЕС), в течение которого физические лица-иностранцы не могут покупать сельскохозяйственные земли. Болгария установила 10-летний мораторий с момента присоединения к членам стран ЕС. Польша отстояла для себя 12-летний переходный период - до 1 мая 2016 года.

«Очень надеюсь, что в вопросе продажи сельскохозяйственных земель мы также пойдем цивилизованным европейским путем, - говорит Ирина Паламар. - Но для этого нужно время и длинная кропотливая работа ».

 

Russian

Читать еще